Новости Общественного совета : Социальная реабилитация должна сделать бывших заключённых полноценными гражданами

18.04.2017

В соответствии с планом работы 17 апреля текущего года состоялось очередное заседание Общественного совета под председательством Кизаевой Т.Д. В работе заседания принял участие помощник прокурора Шортандинского района Сарсенбаев М.Е.. На повестке дня стояли следующие вопросы:

1. Об исполнении районного бюджета за 2016 год;

2. О социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации Шортандинского района;

3. Рассмотрение проектов нормативных правовых актов.

По первому вопросу выступила руководитель отдела экономики и финансов Рысьева Е.В. Так, доходная часть бюджета района за 2016 год исполнена на  100,2 %. Исполнение расходной части при плане 3 209,9 млн. тенге, составило 3 196,2 млн. тенге (99,6%). Неосвоенно -13,7 млн. тенге. Докладчиком озвучены объективные и субъективные причины, по которым некоторые администраторы допустили неосвоение бюджетных средств.

В целом, в 2016 году по Шортандинскому району за счет республиканского, областного и местного бюджетов было проведено ряд капитальных ремонтов по объектам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, культуры и образования. Проведен текущий ремонт блока фильтровальной станции в селе Дамса за счет областного бюджета на 49,5 млн. тенге. За счет специального резерва произведен текущий ремонт автомобильных дорог села Новокубанка на 12 500 тысяч тенге и поселка Жолымбет на 27 000 тысяч тенге. Завершено строительство плавательного бассейна и инженерных сетей к нему в поселке Шортанды за счет областного бюджета.

По программе развития регионов при плане 26 780 тысяч тенге освоено 26 766,1 тысяч тенге, то есть 99,9%. Данные средства распределялись с согласия местного сообщества на первоочередные нужды населения поселков и сел.  

В ходе реализации мероприятий Дорожной карты занятости 2020 за счет республиканского бюджета был произведен капитальный ремонт здания Дома культуры в селе Новокубанка на 29 370,1 тысяч тенге, а также текущий ремонт Новокубанского Дома культуры на 3 590 тысяч тенге.

Заслушав и обсудив отчет об исполнении районного бюджета за 2016 год Общественный совет внес исполнительным органам района ряд рекомендаций.

О социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации Шортандинского района доложил начальник отдела службы пробации Шортандинского района ДУИС по Акмолинской области капитан юстиции Ерекешев Е.Е.. Необходимо отметить, что в своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства подчеркнул, что, несмотря на достигнутые успехи, в Казахстане до сих пор существуют социальные группы, которые не интегрировались в общий модернизационный процесс. Требуется устранить дисбаланс, влияющий на моральное состояние и общественные ожидания людей, и предоставить всем слоям общества возможность найти свое достойное место в обществе.

Основываясь на политическом курсе, определяемом главным стратегическим документом страны, Программа Президента Республики Казахстан «План нации - 100 конкретных шагов» выделяет в качестве одного из ключевых составляющих реформирования системы обеспечения верховенства закона - выстраивание эффективной системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации.

С первых дней независимости Казахстан уделяет пристальное внимание проблемам пенитенциарной системы, работе с гражданами, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Реализованы адекватные меры по снижению тюремного населения и развитию института исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Принятое Главой государства решение о выстраивании эффективной системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации, носит оправданный и своевременный характер.

Так, многие осужденные после отбытия наказания за совершенные ими преступления возвращаются в совсем иное, чем до их осуждения, общество. При этом они сталкиваются с жилищными проблемами, потерей связей с родными и близкими, зачастую безрезультатными поисками работы. В свою очередь, освободившиеся граждане, как правило, имеют недостаточный профессиональный уровень, неудовлетворительное состояние здоровья, а также склонность к нарушению трудовой дисциплины. Эти факторы негативным образом влияют на решение работодателя. Вследствие чего освободившиеся из мест заключения пополняют армию безработных и им также необходимы ежедневное питание и крыша над головой.
Вышеперечисленные факторы определяют высокий процент повторной преступности в регионах республики. Статистика также свидетельствует, что треть лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в скором времени возвращаются обратно. Эксперты отмечают, что рецидив преступлений чаще имеет место именно в первое после освобождения время. Отсутствие действенной системы социальной реабилитации лиц, отбывших наказание, практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья зачастую служат основанием для роста рецидивной преступности. В связи с чем освободившиеся лица нуждаются в постпенитенциарной реабилитации, состоящей в содействии в трудоустройстве и предоставлении временного жилья.

Сегодня к решению проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений, необходимо подходить комплексно, придавая особо важное значение оказанию им реальной помощи в первое после освобождения время. Существует ряд факторов, обуславливающих эффективную реабилитацию после выхода отбывших наказание на свободу. Во-первых, это возможность пройти курс реабилитации в специальном учреждении. Во-вторых, возможность обратиться за помощью к специалистам (консультативно-разъяснительная работа). В-третьих, наличие условий для проживания, трудоустройства, а также для продолжения образования.

Адаптация бывших осужденных это задача не только органов уголовно-исполнительной системы. Помочь в этом сложном вопросе может комплексное сотрудничество всех уполномоченных государственных органов и неправительственных организаций.

Обсуждая вопрос члены Общественного совета делились своим мнением, высказывали замечания и предложения. Предлагали пути решения проблемы трудоустройства граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации.

При акимате Шортандинского района действует консультативно-совещательный орган по содействию деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, а также по организации социальной и иной помощи лицам, отбывшим уголовные наказания, о работе которого проинформировала руководитель правового отдела аппарата акима района Зуева Ю.А..

В заключении исполнительным органам района и службе пробации были даны рекомендации для дальнейшей работы с вышеуказанной категорией лиц.

На рассмотрение в Общественный совет поступил один нормативный правовой акт - проект решения районного маслихата «О внесении изменений и дополнений в решение Шортандинского районного маслихата от 24 декабря 2016 года № С-12/2 «О бюджете района на 2017-2019 годы».

После обсуждения было принято решение - вышеуказанный проект нормативного правового акта направить разработчику с формулировкой «Рекомендаций не имеем».

 

телефон: 8 (716 31) 2-15-40
e-mail: shortmasl@mail.ru