Новости : ПРИНЯТ БЮДЖЕТ РАЙОНА НА 2013-2015 ГОДЫ

08.01.2013

 

     Как уже ранее сообщалось, что 20 декабря текущего года состоялась очередная двенадцатая сессия Шортандинского районного маслихата пятого созыва.

Было рассмотрено два основных вопроса:

1. О районном бюджете на 2013-2015 годы.

2. О ходе реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы в Шортандинском районе.

 

     По первому вопросу повестки дня начальником ГУ «Отдел экономики и финансов» Рысьевой Е.В. был представлен бюджет района на 2013-2015 годы.

     В целом объем бюджета на 2013 год утвержден в сумме 2 390 501 тыс. тенге. Как и прежде он социально ориентирован. Основную долю расходов или 60% составляют расходы на образование. В том числе на:  оснащение учебным оборудованием кабинета химии в государственных учреждениях основного среднего и общего среднего образования, на обеспечение оборудованием, программным обеспечением детей-инвалидов, обучающихся  на дому, на реализацию государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования, на ежемесячные выплаты денежных средств опекунам на содержание ребенка-сироты и ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, на увеличение размера доплаты за квалификационную категорию учителям школ и воспитателям дошкольных организаций образования, на повышение оплаты учителям, прошедшим повышение квалификации по трехуровневой системе. В рамках Программы занятости - 2020 направляются средства на капитальные ремонты детского сада «Ак бота» поселка Шортанды и Жолымбетской средней школы №1.

     В сфере социального обеспечения и социальной помощи основными направлениями финансирования являются содействие занятости населения, социальная поддержка ветеранов ВОВ, инвалидов, престарелых и малообеспеченных граждан. На реализацию мероприятий в рамках Программы занятости 2020 из республиканского бюджета выделены трансферты в сумме 13 797 тысяч тенге на частичное субсидирование заработной платы, молодежную праактику и обеспечение деятельности Центра занятости.

     В рамках Программы «Развитие регионов» выделены средства из республиканского бюджета в сумме 23 058 тысяч тенге.

     По программе «Развитие системы водоснабжения и водоотведения» предусмотрены средства в сумме 96 130 тысяч тенге в том числе: за счет трансфертов из областного бюджета на реконструкцию водопроводных сетей и сооружений сел Бектау, Андреевка, Октябрьское и на реконструкцию водопроводных сетей и сооружений и водоотведения поселка Шортанды (1 очередь). А также на реконструкцию площадки водозаборных сооружений и фильтровальной станции села Дамса, поселка Научный, села Степное, в том числе на этот же объект 15 810 тысяч тенге выделены средства из  районного бюджета. Из данного источника направляются средства: на текущие ремонты водопроводных и канализационных сетей района, разработку ПСД на капитальный ремонт дороги ул. Дзержинского п. Шортанды, на разработку ПСД на капитальный ремонт подъезда дороги ст. Тонкерис и дороги с. Ключи.  И за счет трансфертов из областного бюджета 61 800 тысяч тенге планируется  капитальный ремонт автомобильных дорог в а. Бозайгыр.

     Далее, после представленного депутатом Мукановой Г.Е. заключения постоянной комиссии районного маслихата по вопросам бюджета, финансов, социально-экономического развития, экологии и работы с ветеранами, депутаты единогласно приняли бюджет на трехлетний период.

     С заключительным словом перед присутствующими выступил аким района Камзебаев С.Е., который подвел итоги проделанной работы всеми службами района в 2012 году, поделился своими планами на будущее. Высоко оценив работу Налогового управления района и поблагодарив его руководителя Аубакирова Е.А., за перевыполнение доходной части бюджета.

     По второму вопросу повестки дня докладывала начальник ГУ «Отдел образования» Едигенова К.Т. Актуальность рассматриваемого вопроса создала атмосферу делового обмена мнениями. В ходе обсуждения было выявлено немало болевых точек органов образования, высказаны пути решения тех или иных проблем. В прениях выступили председатели постоянных комиссий. Из выступления Мукановой Г.Е.: «...Вместе с тем, отделу образования следует обратить особое внимание на обеспечение учащихся учебниками и методической литературой. Согласно плана мероприятий по реализации Программы развития образования наша область должна полностью обеспечить учебниками учащихся школ к 2015 году и этот вопрос необходимо решать.

     ...Недостаточно оснащены кабинеты узконаправленных дисциплин, таких как химия, физика, биология.

     Наблюдается дефицит компьютерной техники по причине их неисправности, недоукомплектованности, а также наличие морально устаревших моделей.

     Рассматриваемый сегодня на сессии вопрос предварительно обсуждался на заседании постоянной комиссии, где был сделан упор на результативность учебного процесса. В связи с чем, был проведен предметный анализ по результатам ЕНТ за последние три года.

     Таким образом, в ЕНТ 2012 года приняли участие 161 учащихся, что составило 78,1% от общего числа выпускников Шортандинского района.

     Проведенный анализ показывает, что доля выпускников, участвующих в стандартизированной процедуре оценки учебных достижений ежегодно снижается.

    В целом по району 100 % участие в ЕНТ обеспечили, лишь 17,6% объектов образования...

    ...Данный факт отражает незаинтерисованность отдела образования и школ района в получении объективной внешней оценки итоговой деятельности, что препятствует определению истинного положения результативности обучения в школах и соответствует неэффективному управлению процессом обучения со стороны отдела образования.

     Анализ  показал, что  произошел рост показателя среднего балла. Так, если в 2010 он составил 72,5%, в 2011 - 79,3%. Однако в 2012 году значение данного показателя снизился до 70,3%, что ниже областного уровня на 1,4%. Данный показатель снизился по всей Республике.

     В 2012 году доля выпускников успешно сдавших 5 обязательных предметов составило 92,6%, что ниже значения показателя 2011 года на 5,2%.

    Доля выпускников набравших баллы выше порогового уровня составило 70,2 %. В районе из 12 претендентов на знак «Алтын белгі» и из 3 на аттестат с отличием не подтвердил никто.

    Показатель отражает, что не все учащиеся «на выходе» имеют минимальный необходимый уровень предметных умений и знаний, зафиксированный в Государственном образовательном стандарте образования. Этот факт указывает на то, что ряд организаций образования не достигли намеченных образовательных целей.

     Уровень предоставления образовательных услуг оценивается через разницу среднего балла между организациями образования, показавших самое высокое значение и самое низкое в районе. Разброс средних баллов школ по итогам тестирования текущего года составил 27,67. Этот показатель в 2010 году был 25,8, а в 2011 - 23,2. В 2010 году наихудший показатель среднего балла был зафиксирован в Новоселовской СШ - 56,2 и в течении двух лет подряд в Петровской СШ...

     ...Доля выпускников школ района успешно сдавших пять обязательных предметов (удовлетворительно и выше) составило 92,5%, 7,5% от числа сдававших получили неудовлетворительные оценки. Это учащиеся таких школ как: Шортандинская №2, Дамсинская, Степная, Бозайгырская, Петровская, Новоселовская. Каким образом шла подготовка к национальному тестированию в Институтской СШ, что принимавший участие в данном процессе единственный из 4-х выпускников, учащийся, провалил данное испытание?

     Прослеживается тенденция сокращения контингента учащихся в 10 - 11 классах, что приводит к малой накопляемости в старшем звене и не эффективному использованию выделенных бюджетных средств.

     Целесообразно ли обучать 10-11 классы, где два (Новоселовская СШ), по три (Раевская СШ) и (Институтская СШ) ученика? Выкладывается ли полностью учитель на уроке перед таким количеством, как перед классом с двадцатью учениками? Где гарантия, что не повторится ситуация с выпускником этого года Институтской СШ? К данной проблеме надо подходить индивидуально. Ведь можно было убедить родителей и учащихся двух учеников Новоселовской СШ и предложить на выбор варианты решения данной проблемы: обучаться в Бектауской СШ с проживанием в интернате или же обучение в п. Жолымбет, школы которых далеко не переполнены.

     ...Увеличилось количество учащихся не прошедших пороговый уровень...     ...Анализ результатов ЕНТ 2012 года по сравнению с предыдущим годом по пяти обязательным предметам отражает снижение среднего балла по таким  дисциплинам как история Казахстана, математика, казахский язык в школах с казахским языком обучения, русский язык в школах с русским языком обучения.

    Средний балл по таким предметам как русский язык в казахских школах, казахский язык в русских школах находится на стабильном уровне, а по предметам естественнонаучного цикла химия, биология, физика, география средний балл выше областного показателя.

    Сравнительный анализ результатов ЕНТ по математике в динамике за два последних года показал, что количество учащихся получивших оценки «4» и «5» резко уменьшилось. Увеличилось число выпускников получивших оценку «3» и «2». Только в 2012 году девять учащихся из восьми школ района получили по итогам национального тестирования неудовлетворительную оценку по данному предмету. По данной  же дисциплине выпускники Новоселовской СШ если в 2010 году один, то в 2012 году уже двое получили неудовлетворительную оценку на итоговой аттестации. Кстати, руководитель данного учреждения образования, учитель математики высшей категориий!

     Вызывает беспокойство тот факт, что учащиеся школ района за 3 последних года имеют неудовлетворительные оценки по математике, в 2010 - 4, в 2011 - 1, в 2012 - 9. Есть ли в методкабинете специалист, курирующий математику? Какой методикой преподавания руководствуются учителя математики тех школ района, которые дала такие результаты?

     Также за анализируемый период учащиеся школ района получали неудовлетворительную оценку по истории Казахстана (3), по русскому языку (3), по казахскому языку (4).

     Большая часть выпускников района получила гарантированный стандартом уровень образования (положительные оценки по предметным тестам). Однако выявлена часть испытуемых, которые не подтвердили освоение учебных программ даже на минимальном уровне, о чем свидетельствуют 12 полученных неудовлетворительных оценок по различным предметам.

     В связи с чем, можно сделать вывод, что отделе образования района, в частности в методическом кабинете отсутствует глубокий анализ результатов ЕНТ по предметам и не намечены конкретные меры по улучшению результативности учебного процесса. На этой основе можно было бы выявить сильные и слабые стороны преподавания отдельных предметов, выявить причины полученных результатов и наметить пути совершенствования образовательного процесса с целью повышения его качества.

     Отсутствует система углубленного изучения предметов и работа с сильными учащимися в соответствии с их склонностями и способностями.      

     Качество преподавания и эффективность образовательного процесса зависит от педагогического состава. Если посмотреть на квалификационный уровень педагогических работников дошкольного воспитания и обучения, где закладывается основы учебного процесса, то можно отметить следующее, что по показателям 2011 года доля педагогов с высшей категорией равна нулю, а без категории составляет 60,2%. А ведь в своем недавнем выступлении перед студентами Назарбаев Университета глава государства Назарбаев Н.А. сказал, что «модернизация дошкольного образования должна быть продолжена, именно там закладывается основа для формирования многогранной личности в будущем». И первым пунктом его поручения Правительству то, что в дошкольном воспитании необходимо внедрить на основе передового международного опыта современные инновационные методики обучения и креативные технологии обучения.

     Уменьшилось в школах района количество учителей с высшей категорией,  33% без категории. В 2011 году ни один учитель района не проходил переподготовку по предпрофильному и профессиональному обучению.

     В связи с чем, хотелось бы знать, по результатам ЕНТ, какие были приняты меры административного воздействия к администрации и педагогам, проявившим низкий профессиональный уровень? Рассматривалось ли их соответствие требованиям, предъявляемым к квалификационной категории? Имеет ли моральное право работать директором школы педагог, допускающий с завидным постоянством, не каждый год, но через год отрицательные результаты обучения?

     Государство принимает достаточно мер социального характера для привлечения педагогов в сельские местности. Здесь же на местах необходимо помочь молодому специалисту адаптироваться. Важную роль в этом играет практика наставничества. Для решения проблемы с кадрами может - быть необходимо совместно с отделом занятости разработать долгосрочный прогноз потребности в педагогических кадрах?

    Следует обратить особое внимание на повышение качественного состава педагогических кадров. Вести планомерную работу по повышению и подтверждению квалификации педагогов школ района. И что очень важно, в своем документе «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент Н.А.Назарбаев обратился к Правительству с тем, чтобы были приняты меры по повышению качества директорского корпуса в системе школьного образования.

      Методический кабинет не является центром, организационно - методической работы для школ района. И поэтому 62 процентов опрошенных учителей не удовлетворены его работой, а все визиты методистов в школы района сводятся к инспекции и назиданиям без оказания реальной методической помощи.

      Для наиболее качественного жизненного и профессионального ориентирования учащихся необходимо проводить с ними профориентационную работу, связанную с требованиями рынка труда нашего района, так как 21% не имеют представления о потребностях рынка труда. 20,8% опрошенных выбор профессии не сделали, подавляющее большинство не могут сделать выбор из нескольких вариантов и чуть меньше плохо знают свои возможности. Все мы, и педагоги, и общество в целом должны ставить перед собой цель подготовить личность, не оторванную от жизни, а умеющую оценивать реальность, рационально мыслить, принимать оптимальное решение, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными, этическими ценностями».

     Выступление депутата Коровиной А.А. было направлено на охрану здоровья учащихся школ района. Из выступления: «Существует ряд проблем в работе по обеспечению тепла в учреждениях образования, одним из которых является низкое качество поставляемого угля. В детском саде «Ақбота» температура в группах +13, в спальнях +11. Руководство садика вместо того, чтобы принять конкретные меры по улучшению сложившейся ситуации, настаивает на непосещении детьми дошкольного учреждения.

     Во всех средних школах имеются медкабинеты, в которых работают квалифицированные медработники, имеющие сертификаты. В тоже время, лицензию на работу имеют только 2 медкабинета - это Шортандинская СШ №1 и Тонкерисская ОШ. Кабинеты не доукомплектованы медицинским инвентарем, размеры, размещение и освещение кабинетов не соответствуют стандартам.

     21 школа имеет спортзалы. В теплое время года в школах, в которых нет спортзалов, занятия по физической культуре проводятся на улице, в холодное - в приспособленных помещениях, классах. Что является нарушением учебного процесса, и конечно же не способствует физическому развитию детей, понятно, что это как правило школы которые располагаются в нетиповых помещениях.

     В школах недостаточно спортивного инвентаря, а имеющийся уже изношен. Из-за отсутствия или малого количества лыж и коньков, дети лишены возможности заниматься зимними видами спорта. Соответственно они не развиваются. Последние три года кроме мячей, спортинвентарь для школ отделом образования не закупался.

     Не во всех школах созданы специальные группы для детей с ослабленным здоровьем.

     Во всех школах района имеются теплые санузлы. Организовано горячее питание в 20, буфетное питание в 8 школах. А в Пригородной СШ дети питаются дома, в получасовой перерыв во время учебного процесса. У 1/3 детей выявлены заболевания органов пищеварения. Это говорит о том, что не ведется постоянный контроль за качеством и режимом питания.

     Анализ результатов анкетирования учителей показал, что в общеобразовательных учреждениях основная масса преподавателей в своей работе применяет различные здоровьесберегающие технологии, такие, как релаксация, физминутки, правила осанки и т.д. Однако такие методы применяются не во всех школах и не всеми учителями. По данным ЦРБ число выявленных больных детей за три года практически не изменяется. Идет рост процента школьников подверженных заболеваниям крови, нервной системы, зрения, органов дыхания, заболеваний органов слуха. Имеются отклонения со стороны костно-мышечной системы. Почти у 50% осмотренных детей выявляется сколиоз. Это связано с тем, что школьная мебель не соответствуют утвержденным стандартам и возрасту ребенка.

     Вся работа методического кабинета по охране здоровья учащихся,  проводится формально, т.е. ограничивается лишь сбором отчетности по проведенным мероприятиям. Анализ и статистику заболеваемостей школьников методист не ведет, нет тесной связи с организациями здравоохранения.

     Во всех школах внедрены уроки валеологии, направленные на формирование здорового образа жизни у школьников.

     В рамках предмета «Основы безопасности жизни» прививаются навыки поведения учащихся в экстремальных ситуациях. Во внеклассной работе формируются нормы, направленные на безопасность дорожного движения, гигиеническое обучение, проводится профилактика наркомании, ВИЧ/СПИД, нравственно-половое воспитание.

     Основываясь на данных отдела по делам обороны Шортандинского  района за два последних года количество приписников (юношей 1994,1995 годов) уменьшается. Но, в то же время, количество признанных негодными по состоянию здоровья и нуждающихся в лечении возрастает.

     Мониторинг состояния здоровья юношей свидетельствует, что у каждого 10-го социально-педагогическая запущенность, дефицит массы тела у каждого пятого. Если у каждого 10-го парня СПЗ, то получается, что учитель не смог объяснить ему элементарных вещей - таблицу умножения, алфавит и т.д. Мы привыкли думать, что если у ребенка неблагополучная семья - пьющие родители, то это они во всем виноваты. А в том, что такой ребенок ходил в школу и ничему там не научился, разве нет вины школы, учителей?! Есть над чем задуматься!

     Особую тревогу вызывает влияние поведенческих факторов на состояние здоровья школьников. За 2011 год 3 суицида среди подростков со смертельным исходом, за 2012 год - 2.

     Работа школьных психологов по предупреждению этих фактов не дает желаемого результата и видна только тогда, когда суицид случился. Систематическая профилактическая работа не налажена.

     Особый интерес у депутатов вызвал тот факт, что на сегодняшний день ни один подросток не состоит на учете у нарколога. У нас все не пьющие и не курящие! Смешно и до боли обидно, что мы скрываем такие факты, чтобы не портить статистику. Мы все не глупые люди, знаем и видим, что происходит на летних и школьных дискотеках, на призывных пунктах. Не секрет, что парни уже около военкомата «обмывают» приписку. И хотите сказать, что военрук и специалист сельского акимата  этого не знают или не видят?! На дискотеку подростки также приходят в нетрезвом состоянии. Это дети 14-15 лет, и не только ребята, но и девочки. Посмотрите, что на переменах делается за углами школ. Можно смело вешать табличку «Угол для курящих». А ведь в своем недавнем выступлении перед студентами Назарбаев Университета Глава государства Назарбаев Н.А. сказал, что «здоровье надо формировать, прежде всего, самому человеку» и призвал всё молодое поколение в честь победы в Лондоне наших олимпийцев в Лондоне отказаться от вредных привычек, заниматься спортом и вести здоровый образ жизни»...

    ...Требует детального анализа состояния заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами у школьников для принятия адекватных мер на государственном уровне. Необходимо активное привлечение родителей, учителей, специалистов в области здравоохранения и психологии, общественности к реализации всех совместных мероприятий...

      В заключении депутат Коровина А.А. призвала не забывать, что здоровье школьников - одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования.

     Согласно перспективного плана работы районного маслихата утвержден основной вопрос на очередную сессию, внесено предложение рассмотреть вопрос: «О мерах по реализации Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» в районе».

     Председателем очередной сессии районного маслихата избрана депутат от Дамсинского избирательного округа № 8 Шарипова А.Х.

   

 

Пресс-центр районного маслихата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

телефон: 8 (716 31) 2-15-40
e-mail: shortmasl@mail.ru