По вопросу - О ходе реализации в Шортандинском районе Программы развития агропромышленного комплекса на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020» (38 сессия 09.04.2015 г.)

 

Содоклад депутата районного маслихата, председателя постоянной комиссии по аграрным вопросам и индустриально-инновационному развитию Акшалова К.А. по вопросу: «О ходе реализации в Шортандинском районе Программы развития агропромышленного комплекса на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020»


Акшалов К.А.: Уважаемые депутаты и приглашенные! Агропромышленный комплекс является ведущей отраслью экономики Шортандинского района. Как отмечено в докладе, объем валовой продукции от сельскохозяйственной деятельности в 2014 году составил 9,2 миллиарда тенге, в том числе от растениеводческой деятельности - 6,1 млрд.тенге и 2,9 млрд. тенге от животноводства. К сожалению, из доклада мы не услышали анализа состояния перспектив развития отрасли, исхода из задач программы «Агробизнес - 2020». Мы услышали отчет. Хотелось бы услышать бы о перспективах, исходя из задач, поставленных перед регионом, как будет развиваться сельское хозяйство Шортандинского района в 2015-2020 годы. Я не буду повторять цифры, постараюсь в пределах отведенного мне времени проанализировать состояние и остановиться на перспективах развития отраслей.

Относительно растениеводческой отрасли - где у нас есть резервы. Во - первых, низкая урожайность зерновых и зернобобовых культур в 2014 году - 10,1 ц/га. Это не показатель Шортандинского района. На территории района находится Научно-исследовательский институт и все самое передовое, что разработано в науке должно быть на полях района. Сегодня мы этого не можем сказать. Ежегодно проводятся семинары, показ полевых опытов для руководителей и специалистов района.

Следующий фактор - слабая диверсификация структуры посевов. Площадь посева масличных культур составляет 13,2%. Вроде бы неплохо, но это в среднем по району и 50% этих площадей приходится на 2-3 хозяйства. К тому же низкая урожайность масличных 3,3 ц/га - ниже областного показателя. Например, при цене реализации льна масличного 75 000 тысяч тенге за 1 тонну, денежная выручка составляет 22,7 тысяч тенге при таких же финансовых затратах на 1 гектар посева. Финансовая прибыль - сомнительна. Спасают государственные субсидии в размере 7 000 тысяч тенге. Получается - сеем, чтобы получать субсидии!! Выход - улучшать культуру земледелия, вкладывать финансовые средства в технологию выращивания. На 2015 год намечается тенденция снижения площадей под посевами масличных культур. Не планируются посевы кормовых культур. Причины надо анализировать. В прошедшем году получено субсидий в размере 7,2% от объема валовой сельскохозяйственной продукции. Субсидии выделяются гарантированно: правильно выполняются технологии или неправильно. Субсидии должны быть направлены на стимулирование культуры земледелия!! Субсидии надо выдавать за произведенную продукцию и использовать для контроля развития бизнес-производства. Мы еще не научились жить в реальных рыночных условиях. Канадские фермеры, к примеру, не получают субсидий. Если хозяйственный субъект из года в год не выполняет технологию возделывания, то нужны государственные механизмы воздействия на таких хозяев. К сожалению, нет целевого индикатора оценки деятельности хозяйственных субъектов. Оцениваем деятельность сельхозтоваропроизводителей по урожайности: мало это или много для данного хозяйства? Кто - то перечислил налогов столько, другой - столько. Мало или много, мы не можем сказать. Для повышения производительности труда необходимо повысить интерес пайщиков. Собственники паев не имеют интересов и механизмов влияния на производственную деятельность, кому они доверили паи. Здесь необходим комплекс мероприятий по повышению эффективности сельскохозяйственной отрасли и начинать надо с ответственности менеджеров хозяйственных субъектов.

Сложилась парадоксальная ситуация - субъект находится на территории района, а руководители находятся на недосягаемом расстоянии. Форма участия хозяйственных субъектов в производственно-экономической и социальной жизни населенных пунктов и района очень слабая, в основном только платят налоги. Получается, что аким сельского округа упрашивает руководителей помочь.

Слабо используется природный и людской потенциал. Рычагов влияния на деятельность хозяйственных субъектов - очень мало. Они являются собственниками и вроде выполняют налоговые обязательства. Директивные указания отраслевых отделов зачастую остаются пожеланиями.

В прошедшем году в растениеводстве получено субсидий на сумму 652 млн.тенге - это примерно 10,0% от валовой продукции. Это хорошие субсидии. Внесено всего 325 тонн удобрений. Это, примерно, 2,7% площади посевов, хотя субсидируются до 50% стоимости удобрений. Отрасль растениеводства не реализовывает свои возможности - низкая культура земледелия, отсюда и дополнительные затраты на уборку, сушку, очистку, хранение урожая и т.д. Мало внимания уделяется сохранению плодородия полей, охране почв от эрозии. Чтобы экономить на финансовых затратах, технологию выращивания, идут на упрощение технологии. Это тупик! Выход - повышение культуры земледелия, оптимизировать структуру площадей посевов.

Что касается отрасли животноводства, то здесь очень много вопросов. В прошедшем году выделено субсидий в размере 85 млн.тенге. Произведено продукции на сумму 2,9 млрд.тенге. Из приведенных данных отчета не видно, мало это или много. Только констатация фактов. Сравнение производственных показателей 2014 года с показателями 2013 года не отражает реальные возможности и перспективы.

Исходя из задач программы «Агробизнес-2020», и области, и особого пристоличного географического расположения, необходима программа развития животноводства на текущий год и перспективу. Положительный момент - появились новые производства: изготовление кумыса, мяса конины, налажена переработка зерна на муку, изготовление хлебобулочных изделий, макарон и т д. Для желающих заняться бизнесом работают кредитные программы, субсидии.

Если проанализировать животноводческую отрасль, то сильного прогресса не отмечается. Причины - реальность получения прибыли от растениеводства надежнее. Недостаточно пастбищ. Для получения быстрой отдачи, выращивать зерновые и масличные на пашне выгоднее, чем выращивать кормовые культуры. Животноводство существует в основном на дотациях, нужна хорошая, реальная программа развития животноводческой отрасли. Развивать те отрасли, которые выгодны и приносят прибыль. Здесь нужна и оценка деятельности субъектов не по валовому производству и сколько поставил на рынок, а оценка по производительности труда. Об этом постоянно говорит Президент страны. Проблема личных подворий - не хватает пастбищ, низкие закупочные цены на продукцию, недостаток кормов. Это хронический диагноз. Больше всего КРС в Новоселовском, Бектауском, Бойзагырском, Петровском и Раевском сельских округах. Видимо это связано с доступностью пастбищ, возможностью обеспечения кормами. Меньше всего КРС в Дамсинском сельском округе, хотя населения больше. Основная причина - недоступность кормов. Количество свиней сравнительно больше в поселке Шортанды, Андреевском, Петровском и Пригородном сельских округах по сравнению с другими округами.

На заседании постоянной комиссии было отмечено недостаточное проведение ветеринарно-профилактических и диагностических мероприятий, особенно по бруцеллезу, туберкулезу, проведении вакцинации скота, находящихся в личных подворьях. Приводятся статистические данные по этим показателям, но плохо это или хорошо, достаточно - не достаточно, трудно сказать!! Нарушаются санитарные нормы содержания.

В докладе основное внимание уделяется развитию животноводства в личных подворьях и крестьянских хозяйствах. Статистика показывает, что в личных подворьях (ЛП) крупного рогатого скота больше в 4,5 раза, чем в крупных хозяйствах или на 357%, соответственно и по другим видам. За исключением свиней. Но личное подворье - это стихийный и не устойчивый бизнес. Да, он снижает нагрузку на продуктово-потребительском рынке, улучшает продовольственный климат. Но это не прорывные проекты. В краткосрочной перспективе не будет резкого увеличения поголовья в крупных хозяйствах, и поэтому нужны меры по всемерной поддержке животноводства в личных подворьях и крестьянских хозяйствах (КХ), одновременно стимулируя развитие животноводства в крупных товарных объединениях. Хотя организация сельскохозяйственного производства в Казахстане идет по собственному сценарию, не как в развитых странах. Наверное, это переходный период к индивидуальному фермерству, как наиболее эффективному. В крупных объединениях страдает менеджмент. Для ЛП и КХ нужна организация пастбищ, кормов и иметь возможность отгонного животноводства.

Отделу сельского хозяйства, предпринимательства и национальной палате предпринимателей (НПП) необходимо провести анализ структуры производства, финансовой эффективности, какой процент составляет производство муки, переработка масличных, производство мяса, хлебобулочных и т.д. Это даст основание выделить и концентрировать вложения в выгодные отрасли.

Анализ показывает, что произошло снижение производства муки на 25%. Вывод - стоит ли ориентироваться на этот сектор производства или нужны дополнительные мероприятия, хотя этот сектор достаточно хорошо уже налажен. Я считаю, что есть перспектива в развитии комбикормового производства. Это подспорье для развития животноводства.  Произошел рост производства молока, есть перспектива и надо поддержать, и стимулировать закупочные цены. Переработка мяса выросла на 16% - перспективное направление, но снизилось производство мясной продукции на 27%, и колбасных изделий на 27%. Поэтому нужен структурный анализ.   

Разработана комплексная программа «Продовольственный пояс Астаны» на 2015-2018 годы. По этой программе предусматривается развитие молочно-товарных ферм до 50-голов и более. Это наиболее доступная форма для основного континента населения района. Это и быстрая форма занятости населения. Отсюда задачи для отдела сельского хозяйства, предпринимательства и НПП:

- провести анализ и помочь в обеспечении технологическим оборудованием;

- просчитать финансовые риски;

- необходимо разработать готовые модели производства и бизнес - схемы для различных сценариев района;

- провести анализ, как идет ценообразование и какова себестоимость, бизнес - анализ, условия маркетинга;

- нужен комплексный план развития отраслей с цифрами индикаторами: затраты, субсидии, людские резервы, доступность кормов, сырье и т.д.;

- субсидии - как стимул для контроля и улучшения качества производства;

- проанализировать, как работают программы «Сыбаға», «Кұлан», «Алтын Асық» и другие.

Для устойчивого развития сельскохозяйственных отраслей необходимо расставить приоритеты:

- район - растениеводческого направления и потенциально продуктивность полей можно увеличить на 50-70 %;

- диверсификация отраслей: развести мясного животноводства, кормопроизводства;

- откорм скота - перспективное направление и хорошо развито в развитых странах;

- переработка сельскохозяйственной продукции (мука, макароны и т.д.);

- развитие мелкотоварного производства в ЛХ и КХ (кумыс, откорм и т.д.);

- провести анализ необходимости создания заготовительных пунктов;

- создание молочно-товарных мини-ферм;

- обучение, разъяснение и подготовка кадров;

- профориентация выпускников учебных заведений района;

- приглашение выпускников высших учебных заведений;

- разъяснительная работа по престижу сельскохозяйственного образования: для этого молодым специалистам должны быть созданы условия досуга, доступности спортивных сооружений, достойная заработная плата, организация массового спорта. Поощрение молодых перспективных, действительных патриотов района;

- освещение в доступной форме для населения возможностей и доступности ведения бизнеса для широкой массы населения в средствах массовой информации;

- выезд специалистов отдела сельского хозяйств, предпринимательства и НПП в сельские округа с готовыми бизнес - моделями, расчетами, примерами организации бизнеса в реальных местных условиях; 

- в краткосрочной перспективе: продолжить поддержку закупа молока у населения. Для этого разработать меры стимулирования и создание условий доступа к кормам.

Все эти вопросы невозможно реализовать без решения социальных вопросов. От хозяйственной деятельности субъектов зависит качество жизни людей. Президент часто говорит о государственно - частном партнерстве, существенном участии работодателей в обустройстве быта своих же людей.

В обязанности хозяйственных субъектов входит не только оплата налогов Очистка дорог, частичный ремонт - это повседневная необходимость для своих же людей. Необходимы серьезные вложения хозяйственных субъектов в социальные, повседневные нужды: подготовка кадров, организация досуга, обеспечение социальным пакетом, культурная жизнь и т.д.

Я еще раз хочу привести хороший пример из обычной жизни обычного рядового директора из ТОО «Первомайское» Астраханского района Акмолинской области, где директором является Валерий Пельцер. Речь идет не о центральной усадьбе, а об отделении «Лозовое»: 

-дороги асфальтированы;

- на день ветеранов ветеранам труда выделили по 40 000 тенге;

- улицы освещены;

- расходы на обучение детей на балансе хозяйства;

- возле каждого дома новая машина;

- детские учреждения на балансе хозяйства;

- фельдшерско-акушерский пункт на балансе хозяйства. Приобрел автомашину для этого пункта;

- зарплата поддерживается рабочим в течение года;

- люди не уезжают.

На этой приятной ноте я хотел бы закончить свое выступление.

Спасибо за внимание.

 

Выступление депутата районного маслихата, члена постоянной комиссии по аграрным вопросам и индустриально-инновационному развитию Бельц Я.Г. по вопросу: «О ходе реализации в Шортандинском районе Программы развития агропромышленного комплекса на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020»

 

Бельц Я.Г.: Уважаемые участники сессии! В последнее время мы все чаще говорим об увеличении скота в частных подворьях, и чем больше увеличивается поголовье, тем больше нареканий поступает в адрес хозяйствующих субъектов по заготовке кормов. Но какому хозяйствующему субъекту захочется заниматься заготовкой кормов, когда они несут убытки от потрав бродячего скота частников, исчисляющие в десятки миллионов тенге. Многие вносят такие предложения - имеешь землю, охраняй ее или даже огороди, но как можно охранять или огородить поля, когда они раскиданы на пятьдесят или шестьдесят километров, не проще ли чтобы каждый человек смотрел за своим скотом и нес за него ответственность.

Нельзя конечно всех упрекать в недобросовестности содержания скота, но нарушение содержания животных, к сожалению, имеет место быть во всех сельских округах. Поэтому у нас во всех сельских округах организованы ветеринарные отделы, которые обязаны вести строгий учет по номерам каждого животного. И во время организации летнего пастбища совместно с акимами сельских округов в каждом стаде должно быть зарегистрировано не только число поголовья скота, но и номер каждого животного, вот тогда можно будет легко определить, чей скот содержится по закону, а кто из-за своей жадности топчет труд сотен людей, которые сутками работают в поле. Никто не имеет на это право. Вот тогда мы все вместе в этой сфере наведем порядок и хозяйствующие субъекты не будут нести таких ошеломляющих убытков, то тогда с ними легко можно разговаривать на тему заготовки кормов. Это первое.

Второе. Из-за неудовлетворительного отношения к регистрации скота у нас в районе назревает экологическая катастрофа. Я понимаю так - приобрел скот или получил приплод, поставь на учет. Зарезал, съел или продал скот - сними с учета. Пал скот - тоже самое, сними с учета. Потерял номер, сообщи в ветеринарную службу. Что же получается у нас. Если наши дети купались в реке или озере с пластмассовыми бутылками, то теперь к ним добавятся мертвые животные, которые весной как подснежники появляются из-под снега вдоль реки. Это происходит потому, что люди не регистрируют скот и поэтому легче выкинуть падший скот и спросить не с кого.

И последнее. Государство, заботясь о нас, выделило нам дорогостоящий крематорий для уничтожения павших животных, но по каким-то причинам, мы не можем или не хотим его установить. Может целесообразнее его передать в другой район, который более серьезно отнесется к этим вопросам?!

Спасибо за внимание.

 

 

телефон: 8 (716 31) 2-15-40
e-mail: shortmasl@mail.ru